Пожалуй, каждый новосибирец хотя бы издали наблюдал за беспокойными водяными бурунами в нижнем, а то и в верхнем бьефе Новосибирской ГЭС. Казалось бы, на ГЭС все просто – есть рабочие колеса, вращаемые потоками воды, они вращают валы генераторов, которые вырабатывают электрическую энергию. Более того, с 30-х годов прошлого века в нашей стране накоплен большой опыт в сооружении довольно крупных и мощных станций. Однако ряд важных проблем, связанных с надежностью гидроагрегатов, все еще не до конца исследован и решен. Яркий тому пример – недавняя катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, которая приковала внимание инженеров к анализу динамических нагрузок и к их разрушительному воздействию.
Долгие годы эта тема оставалась уделом экспериментаторов из-за трудностей аналитического описания происходящих явлений при взаимодействии потоков воды с упругими конструкциями рабочих колес. Да и группе исследователей Института под руководством
Для ускорения расчета течений жидкости выделяются нестационарные особенности, которые затем описываются наиболее адекватными, но максимально упрощенными моделями, а для ускорения расчетов квазидинамического напряженно-деформированного состояния модифицирован метод граничных элементов путем предварительной LU-факторизации матрицы системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ), подлежащей непосредственному обращению. Поскольку геометрия рабочего колеса в процессе вычислений циклических нагрузок на него не изменяется, то затратный по вычислительным ресурсам прямой ход LU-факторизации выполняется один раз в самом начале цикла, а затем используется ее обратный ход для экономичного решения СЛАУ в разные моменты времени.
Об особенностях этой работы на семинаре Информационно-вычислительные технологии 16 февраля доложил участник группы инженер-исследователь Института и аспирант НГУ Лютов А.Е. Этот научный результат «Методы и алгоритмы численного решения трехмерных задач «гидродинамика-упругость» в гидротурбостроении», полученный коллективом в составе